Содержание
Местное самоуправление определяют как совместную деятельность граждан по решению локальных проблем на основе интересов территории, на которой они проживают. Оно строится на определенных положениях, прописанных в ФЗ о принципах организации местного самоуправления. Для более полного представления об имеющихся основах местного самоуправления необходимо рассмотреть указанный закон, последние поправки, а также сами принципы, подразделенные на категории.
Суть закона
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ был принят 16 сентября 2003 года (далее – 131-ФЗ).
131-ФЗ состоит из двенадцати глав, включающих:
- общую информацию — разъяснение основных понятий;
- принципы МСУ;
- полномочия органов и их ответственность;
- основные организационные аспекты участия местных жителей в вопросах населенного пункта и т. д.
Скачать текст ФЗ-131 об организации локального самоуправления можно по ссылке.
Последние изменения
В 2017 и 2018 в 131-ФЗ был внесен ряд изменений. Рассмотрим самые важные поправки в закон об организации самоуправления от 18 апреля 2018 года.
131-ФЗ с последними изменениями:
- в 131-ФЗ уточняется алгоритм организации местных органов, а именно, депутатов и представительных органов поселений и городских округов при соответствующей численности населенного пункта (менее 3 тыс. человек) и количестве находящихся в нем депутатов (менее 15). Согласно части 3.2. статьи 23 131-ФЗ, выборы проходят по одно- и/или многомандатным избирательным округам;
- статья 25 131-ФЗ дополнилась частью 3.1, в которой предусмотрена обязанность закрепления в Уставе муниципального образования порядка проведения, организации схода граждан;
- уточняется, в каких случаях в сельском поселении возможно проведение схода граждан — организационные вопросы по выбору кандидатов в старосты или досрочному прекращению полномочий, согласно внесению в 131-ФЗ пункта 7 в статью 25.1, а также выдвижение кандидатуры в конкурсную комиссию — дополнение к статье 25 пунктом 1.1;
- статья 27.1 дополнила 131-ФЗ, закрепив основы деятельности старост. В частности, указывается, какое лицо может замещать данную должность, в течение какого срока (от 2-х до 5 лет), разъясняются полномочия и права старосты и указываются гарантии его деятельности, другие аспекты его статуса;
- установлено, что публичные слушания и обсуждения некоторых вопросов на сходе граждан могут не осуществляться, если представительным органом является сход граждан — статья 28 пункта 6 131-ФЗ;
- статья 47 часть вторая 131-ФЗ о принципах организации самоуправления дополнена определением понятия официального опубликования, указывается на право использовать сетевое издание.
Внесенные корректировки вступили в силу с 1 мая 2018.
+7 (812) 309-76-23 - Санкт-Петербург, Ленинградская область
Общие принципы организации местного самоуправления
Основы местного самоуправления закреплены как в 131-ФЗ, так и в основном законе РФ. В их перечень входят:
- ответственность перед населением местных органов власти, их подконтрольность и поднадзорность;
- принцип законности;
- преимущество международных договоров и основы осуществления власти;
- неукоснительное соблюдение прав и свобод людей;
- гласность;
- разграничение полномочий;
- защита в суде.
Организация локального самоуправления базируется в основном на территориальных и экономических основах.
Территориальные принципы
131-ФЗ содержит территориальные принципы организации местной власти, которые можно разделить на три группы:
- принципы образования/преобразования населенного пункта:
- присутствие местного самоуправления во всех типах территорий России;
- организация МСУ строится на поселенческих и территориальных принципах;
- местное самоуправление организуется на 2-х уровнях;
- каждый населенный пункт имеет свой статус;
- местные жители участвуют в урегулировании локальных вопросов;
- при организации сельского поселения учитывается численность людей, населяющих территорию;
- принципы определения границ:
- вопросы разграничения территории субъекта между поселениями;
- принцип пешеходной доступности при определении границ сельского поселения и муниципального района;
- территориальная целостность;
- учет исторических особенностей и традиций в ходе принятия решений о развитии территории;
- территориальный состав — создание нужных условий развития муниципального образования для решения важных вопросов с учетом особенностей истории и традиций.
Организация самоуправления базируется также и на экономических основах.
Экономические
Предусмотрено разделение этого вида принципов организации местного самоуправления на две группы:
- специальные;
- общие правовые.
Общеправовые принципы 131-ФЗ включают:
- единое экономическое пространство, поддержка конкуренции, свобода деятельности в сфере экономики и т. д.;
- защита и признание муниципальной и иной собственности.
Спецпринципы организации местного самоуправления, согласно 131-ФЗ, устанавливают:
- самостоятельность деятельности — в пределах, указанных в законе полномочий;
- управление муниципальным имуществом;
- утверждение местным самоуправлением постановлений по поводу формирования, утверждения и распоряжения бюджетом, установка налогов и сборов;
- гарантия обеспечения необходимыми денежными и иными ресурсами при передаче некоторых полномочий государства, возмещение издержек по части решений государственных органов.
Таким образом, 131-ФЗ содержит общие, экономические, территориальные принципы, на основе которых действует местная власть, основные аспекты организации участия жителей в ряде вопросов населенного пункта.
По любым вопросам обращайтесь к нашим юристам через данную форму!