Содержание
Федеральный закон о запрете курения, принятый в рамках общегосударственной борьбы с никотиновой зависимостью, вызвал значительный резонанс в российском обществе. Прототипом антитабачного закона выступили аналогичные нормативно-правовые акты западных стран, однако требования российского законодательства были значительно ужесточены. Результатом принятия закона является окончательное урегулирование взаимоотношений между курящими и некурящими людьми.
Суть закона
Федеральный закон №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» был принят Государственной Думой 12 февраля 2013 г. Первые ограничения начали действовать летом 2013 г., в полном объеме закон вступил в действие с 1 июня 2014 г.
Запрет курения в общественных местах, позиционируемый главной целью закона, рассматривается одним из методов достижения поставленных Министерством здравоохранения долгосрочных целей — увеличение продолжительности жизни, снижение смертности, снижение уровня заболеваний органов сердечно-сосудистой системы.
Главными задачами закона, регламентирующего запрет курения, являются:
- разделение курящей и некурящей части населения с защитой интересов и прав последних;
- забота о состоянии здоровья граждан.
Основными блоками, представленными в ФЗ-15, являются:
- определение зон действия запрета на курение;
- регулирование рекламы и продажи никотиносодержащей продукции;
- ограничения, связанные с использованием кальянов, электронных сигарет и вейпов;
- определение штрафных санкций при нарушении пунктов закона.
Всего в ФЗ-15 содержится 25 статей. Ознакомиться с содержанием ФЗ можно по ссылке.
Последние изменения
Правки и изменения вносились в закон о запрете курения несколько раз — январь 2014, июнь 2014, декабрь 2016. Окончательный вид документ принял 1 января 2017 года.
Дополнения 2014 года коснулись следующих ограничений:
- запрещение рекламы табачной продукции;
- запрещение публичной демонстрации никотиносодержащей продукции и курения в кино, клипах, театральных представлениях и т. д.;
- запрет на курение в автотранспортных средствах, гостиницах и санаториях, заведениях общественного питания.
Последние изменения закона вступили в силу в 2017 году. Они связаны с введением новых антитабачных мер. Новые пункты в статье 18 направлены на запрет незаконной реализации никотиносодержащих изделий. Законом прописываются следующие меры борьбы с незаконной торговлей:
- контроль и учет импорта и производства табачных изделий, перемещаемых через государственные границы внутри Таможенного Союза;
- ведение статистики реализуемых изделий из табака по субъектам России;
- выявление случаев незаконной торговли никотиносодержащими изделиями.
Также содержание частей 2 и 4 статьи 14 вступят в силу не ранее 1 июля 2018 года.
+7 (812) 309-76-23 - Санкт-Петербург, Ленинградская область
Где запрещено курить?
В соответствии с действующей редакцией ФЗ-15 запрет на курение в общественных местах распространяется на следующие виды территорий:
- учреждения образования, спорта и культуры, а также общежитиях;
- учреждения здравоохранения — больницы, поликлиники, санатории и т. д.;
- бары, рестораны, кафе, кофейни, пабы и т. д. Запрет касается всей площади данных заведений;
- зоны общего пользования, под которыми понимаются остановки транспорта, территории, прилегающих к учреждениям, пляжи и т. д.;
- все виды транспорта (кроме собственного) — поезда, самолеты, корабли, автобусы, маршрутные такси, такси. Запрет распространяется на вокзалы, автовокзалы и аэропорты за исключением специально предназначенных зон для курения в 15 м. от входа;
- запрет распространяется на все учреждения власти и государственных структур, помещения офисов (в том числе служебные);
- запрещается курение в подъездах многоэтажных домов, на лестничных площадках и в лифтах;
- действует абсолютный запрет курения на детских площадках.
За пренебрежение вышеуказанными правилами можно получить штраф.
Где можно курить?
Официально разрешено курить в следующих местах:
- объекты, находящиеся в собственности — дом, квартира или автомобиль (кроме случаев его перемещения);
- специально оборудованные места для курения;
- железнодорожные платформы для ожидающих отправления поезда;
- на улице при перемещении между местами общего пользования.
Запрет на курение не распространяется на места на открытом воздухе.
Ответственность
Нарушение постановлений закона предполагает применение системы санкций.
Установление факта курения в запрещенном месте трактуется как административное правонарушение. Размер штрафных санкций для физического лица по статье 6.24 КоАП составляет 500 — 1 500 рублей. Исключение составляет курение на детских площадках — данное правонарушение карается штрафом 2 000 — 3 000 рублей. Штрафные санкции для должностных и юридических лиц гораздо больше — 10 000 — 90 000 рублей.
По данным статистики с момента подписания законопроекта было выписано более 100 000 штрафов, треть составленных актов приходится на Москву и Московскую область.
Результатом внедрения мер, предусмотренных законом о запрете курения, являются значительные изменения в жизни курильщиков и ограничения в организации деятельности для большинства заведений, относящихся к общепиту, и развлекательных учреждений. Действие закона направлено не только на усложнение жизни курящих граждан в результате запретов и ограничений. Другой задачей закона является профилактика никотиновой зависимости, реализуемая через запрет рекламы и пропаганды сигарет.
По любым вопросам обращайтесь к нашим юристам через данную форму!