Содержание
ФЗ-144 определяет методы осуществления оперативно-розыскной деятельности государственными службами. Необходимость организации проведения вышеуказанных мероприятий обусловлена в первую очередь своевременным выявлением и раскрытием преступлений.
Описание закона
Федеральный закон был принят 12 августа 1995 года. Оглашая его, законодатель поставил своей задачей определить содержание ОРД на подконтрольных Российской Федерации территориях и зафиксировать гарантии при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
ФЗ разделен на шесть глав:
- в первой главе законодатель описал общие положения, согласно которым специальные подразделения госорганов должны выявлять, предупреждать и пресекать преступления;
- во второй главе приводятся правила проведения розыскных мероприятий, полномочия сотрудников, основания их деятельности, процедура мероприятий, сохранение информации и иных охраняемых законом сведений;
- в третьей главе ФЗ дает перечень органов, проводящих оперативно-розыскную деятельность, утверждены их обязанности, права и гарантии их социальной защиты;
- четвертая глава излагает, какие действия вправе совершать лица при содействии оперативно-розыскным мероприятиям, детально отображена социальная защита таких граждан;
- пятая глава состоит целиком из экономической стороны ОРД, если конкретнее — источники и сущность финансирования;
- в шестой главе перечислены органы, совершающие надзор за оперативно-розыскной деятельностью и изложен процесс вступления настоящего ФЗ в законную силу.
Далее ознакомимся с последними внесенными в ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности» поправками.
Последние изменения
Последние значительные изменения, датируемые 2015-2016 гг., коснулись нескольких статей в ФЗ-144.
Так, в статью 4 (поправка 2015 г.) был добавлен абзац по организации проведения органами оперативно-розыскных мероприятий.
Статью 6 (поправка 2016 г.) законодатель пополнил таким видом контроля, как прослушивание телефонных разговоров в организациях. Оперативно-розыскная деятельность по этой редакции ФЗ отныне включает получение различной компьютерной информации.
Согласно поправкам (2016 г.) к статье 8, органами могут проводиться розыскные мероприятия, ограничивающие права гражданина на основании судебного постановления. Законодатель подчеркивает, что в рамках проведения такой деятельности может быть получена компьютерная информация.
В статье 13 (поправка 2016 г.) из списка организаций, имеющих право проводить оперативно-розыскные мероприятия, убраны органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Упоминание о них исключено и из части 1 статьи 4.
Статья 18 (поправка от 2015 г.) была значительно исправлена. Законодатель конкретизировал, что период сотрудничества с органами засчитывается гражданину в страховой стаж. Кроме того, порядок передачи сведений о сотрудничестве определяет руководитель государственного органа, с которым имел дело гражданин.
+7 (812) 309-76-23 - Санкт-Петербург, Ленинградская область
Стоит отметить, что последние изменения были внесены в ФЗ в июле 2016 года. Скачать закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в последней редакции можно по ссылке.
Принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности
Мероприятия по оперативному розыску основываются на нескольких основополагающих принципах, без которых невозможно их проведение. В качестве начала всей правоохранительной деятельности государства эти принципы изложены в Конституции РФ, однако ФЗ-144 дополнительно помещает их в статью 3.
В принципах заключается суть оперативно-розыскной деятельности и полный их перечень представлен в статье 3 ФЗ-144:
- принцип законности подразумевает, что каждый сотрудник, реализующий ОРД, должен твердо соблюдать Конституцию, ФЗ об ОРД, другие важные нормативно-правовые акты;
- несоблюдение законов ведет к соответствующему наказанию сотрудника, осуществлявшего неправомерную деятельность;
- принципом гуманизма граждане защищены от применения насилия. Он не допускает, чтобы распространялись сведения личной жизни, материалы, угрожающие здоровью гражданина или его близких;
- принцип соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, закрепленный статьей 2 Конституции РФ, фактически обосновывает и подкрепляет принцип законности. Сотрудник должен блюсти закон, не нарушая права и свободы лиц, в том числе вверенных его полномочиям в качестве подозреваемых;
- принцип конспирации — поскольку оглашение служебной информации может нанести вред оперативно-розыскной деятельности, ФЗ требует, чтобы эта информация оставалась в тайне и охранялась законом;
- принцип сочетания гласных и негласных средств и методов подразумевает, что в ходе ОРД употребляются опросы, наблюдение, арест и т. д. Они необходимы для зашифровки информации, проверки на достоверность приобретенных сведений, поиска доказательств к версиям преступления.
Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, будет представлен ниже.
Оперативно-розыскные органы
Статьей 13 ФЗ-144 предусмотрены следующие органы, реализующие оперативно-розыскную деятельность:
- ФСИН;
- ФСБ;
- ОВД Российской Федерации;
- Органы исполнительной власти в области государственной охраны;
- Служба внешней разведки РФ (СВР);
- Таможенные органы РФ;
В заключении хотелось бы отметить, что государство нацеливается на усовершенствование данного ФЗ по причине повышения террористической угрозы. Тенденция по последним поправкам говорит, что инструментарий оперативно-розыскной деятельности пополнился технологиями считывания компьютерной информации и органы принялись активно противодействовать кибер-преступности.
По любым вопросам обращайтесь к нашим юристам через данную форму!