В бизнесе важно все, особенно знание законов, так порой только грамотное оперирование фактами может помочь выйти из той или иной ситуации победителем.
Закон РФ «О защите прав потребителей» (ЗПП) – это основной нормативно-правовой акт, устанавливающий главные права потребителя и обязанности перед ним других лиц – изготовителя, продавца, исполнителя. В этом и состоит его назначение: оградить потребителя (чаще всего в этой роли выступает покупатель) от произвола лиц, выполняющих свои обязанности перед ним.
Документ был принят еще в 1992 году, но с изменениями сохраняет свое действие до сих пор (свежая редакция от 13.07.2015).
В чем же значимость закона? Для вас мы раскроем основную суть закона в этой статье.
Структура
Закон состоит из преамбулы и четырех глав, и каждая из них в той или иной степени защищает интересы конкретно потребителя. Об этом говорит то, что главы 2 и 3 регулируют защиту прав потребителей в двух важнейших сферах, о чем мы подробнее расскажем ниже. Четвертая глава раскрывает роль государства в защите потребительских прав.
Преамбула и глава 1
В преамбуле определены цели закона, основные понятия. А ведь далеко не каждый федеральный закон имеет преамбулу, раскрывающую назначение документа. ЗПП в связи с этим представляется особенно важным. Самыми значимыми понятиями являются:
- Потребитель – лицо, которое приобретает товар или услугу;
- Изготовитель – лицо, производящее товар;
- Продавец – лицо, которое продает товар.
Глава первая представлена преимущественно перечислением прав потребителей и гарантий этих прав. Среди таких прав:
+7 (812) 309-76-23 - Санкт-Петербург, Ленинградская область
- Право потребителя на осведомление в сфере защиты своих прав (ст. 3);
- Право на информацию о товарах (услугах), а также об изготовителе, продавце(ст. 8);
- Работа, услуга или товар должны быть безопасными (ст. 7).
Лицо, заключающее с потребителем сделку, обязано соблюдать эти права, в противном случае последует ответственность, которая в ЗПП представлена в самых разнообразных формах:
- 1. За ненадлежащую информацию о товаре (ст. 12);
- 2. За ущерб, причиненный вследствие недостатков товара (ст.14);
- 3. Если права потребителя нарушены, также наступает ответственность (ст. 13).
Главы 2 и 3
Вторая и третья главы конкретизируют защиту прав потребителей в двух основных сферах – при продаже товаров и при оказании услуг (выполнении работ). Они выстроены по сходной системе: права, сроки, ответственность продавца перед потребителем. С положения главы 2 можно ознакомиться в статьях 18-26.2, с третьей главой – в статьях 27-39.1 ЗПП.
Достоинство этих глав в том, что изложены они очень понятно, и вы можете ознакомиться с любым интересующим вас вопросом.
Глава 4
А вот последняя глава раскрывает то, как государство следит за соблюдением прав потребителей и осуществляет надзор за применением на практике положений закона. Роль государства здесь прослеживается очень существенно: например, изготовитель не может отказать надзорному органу в предоставлении информации о товаре (ст. 41)
Значение ЗПП
Вооружившись ЗПП, потребитель сможет отстоять свои права, если продавец или другое лицо вздумают обмануть его. Норма закона станет отличным способом восстановления нарушенного права, и ни один продавец, увидев, как вы юридически подкованы, не рискнет снова торговать недобросовестно.
Скачать Закон о защите прав потребителей: последняя редакция 2015 можно тут:
По любым вопросам обращайтесь к нашим юристам через данную форму!