Что такое утилизационный сбор и кто должен его платить?

В Федеральном законе №89 прописано, что жители России обязаны уплачивать утилизационный сбор, когда покупают автомобиль. Такая обязанность появилась относительно недавно – в 2012 году. Поэтому важно раскрыть некоторые аспекты понятия утилизационного сбора и ответить на вопросы — кто должен его уплачивать, есть ли исключения среди плательщиков, каков размер платежа и из чего складывается сумма, а также какое наказание грозит тем, кто плату решил по каким-либо причинам не вносить.

Что такое утилизационный сбор на автомобили?

Согласно упомянутому выше закону, утилизационный сбор на автомобиль – это плата государству, взимаемая с покупателя автомобиля разово.

Цель внесения платы государству состоит в обеспечении защиты от экологической катастрофы всего мира, здоровья и жизни населения путем минимизации вреда, наносимого транспортным средством. Иначе говоря, это денежные средства, взимаемые в виде налога во время покупки машины, которые направят на будущую утилизацию этого автотранспорта. Процедура проводится, согласно экологическим нормам, прописанным в законе об отходах и экологическом кодексе.

Кто должен платить?

Уплачивать утилизационный сбор нужно не при каждой покупке автомобиля. Случаи, когда владелец обязан внести оплату за будущую утилизацию транспортного средства:

  • автомобиль был завезен в Российскую Федерацию из-за границы;
  • предыдущий владелец по каким-либо причинам утилизационный сбор не оплатил — обязанность по внесению платы полностью переносится на нового владельца.

Оплата производится не каждым владельцем транспортного средства, а только тем, кто первым сел за руль автомобиля. Оплата производится в процессе регистрации авто.
Утилизационный сбор за машину выплачивается только один раз за период его пребывания в пределах Российской Федерации. Если машина принадлежит отечественному автопрому, то утилизационный сбор выплатит не владелец, а завод, который изготовил этот автомобиль.

Кто освобождается от уплаты?

Владелец может быть освобожден от уплаты утилизационного сбора в определенных случаях. К таким относятся:

  • автомобиль выпущен более 30 лет назад и содержит заводские детали (кузов, двигатель и т. д.), владелец не использует транспортное средство с целью извлечения денег;
  • транспортное средство принадлежит дипломатическому представительству или консульству — можно отнести также международные организации, их сотрудников и членов семьи;
  • в ситуации, когда транспортное средство оказалось в стране по программе переселения соотечественников из-за границы.

Приобретение автомобиля у вышеперечисленных лиц приводит к обязанности покупателя оплатить утилизационный сбор.

Возникла проблема? Позвоните юристу:
+7 (499) 703-46-28 - Москва, Московская область
+7 (812) 309-76-23 - Санкт-Петербург, Ленинградская область
Звонок бесплатный!

Размер утилизационного сбора

Платеж вносится в форме налога. При этом учитывается установленная ставка платежа. Различается упомянутая ставка в зависимости от категории автомобиля и его основных показателей.

Размер утилизационного сбора за легковой автомобиль для физических лиц рассчитывается по специальной формуле. Ключевая ставка умножается на коэффициент. Все коэффициентные показатели прописаны в специальном списке размеров сбора, который утвержден Правительством страны.

Ключевая ставка зависит от типа автотранспорта и целей его эксплуатации. Она может составлять:

  • 20 000 р. для автомобилей, использующихся в повседневной жизни — только если не используется в коммерческих целях;
  • 150 000 р. — ТС, перевозящие грузы, и пассажирские автобусы.

Коэффициент утилизированного платежа зависит от следующих характеристик авто:

  • габариты машины;
  • год производства автотранспортного средства;
  • масса;
  • объем двигателя автотранспорта.

В России в апреле выросли ставки указанной выплаты. Теперь утилизированный сбор на легковое авто будет считаться с учетом коэффициента 4,2, вместо ранее установленных 2,21 (рост почти в два раза). В связи с этим производители вынуждены выплачивать государству 84 тысячи рублей (ранее было 44 тысячи).

Увеличение ставки задело и грузовые машины. Коэффициент вырос и на поддержанное авто – с 8,26 до 15,69. Следует отметить, что такая индексация на автомобили вызовет рост стоимости самих транспортных средств. Эксперты отмечают ее постепенное увеличение примерно на 10-15%.

Штраф за неуплату

Невозможно зарегистрировать машину, не внося уплату утилизационного сбора. Машина будет считаться не поставленной на учет в определенном законодателем порядке.

Перемещаться на таком автомобиле допускается не более 20 суток. После указанного периода, согласно КоАП, водитель будет обязан выплатить штраф в размере 500-800 руб. Сумма штрафа зависит от года, с которого отсутствует уплата утилизационного платежа на автомобиль. В случае невнесения средств после установленного взыскания, у автомобилиста забирают ВУ на 3 месяца.

Утилизационный сбор – разовая выплата государству за покупку транспортного средства с целью его сдачи в утиль в будущем, согласно экологическим нормам.

Выплачивают его в том случае, если:

  • автомобиль завезен из другой страны;
  • предыдущий владелец не оплатил сумму;
  • за отечественные машины платит завод-производитель.

Сумма утилизационного платежа зависит от категории автотранспорта и его характеристик. Неуплата владельцу грозит штрафом до восьмисот рублей.

Задать вопрос юристу

По любым вопросам обращайтесь к нашим юристам через данную форму!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here