Действия коллекторов в соответствии с новым законом

Коллектор – лицо, принуждающее человека отдать долг при просрочке кредита. Его нанимает кредитная финорганизация. Действия взыскателей долга, права должников регламентируются законом.

Новый закон о коллекторах

В июле 2016 года принят Федеральный закон о коллекторах №230. Разработан и введен с целью защиты интересов и прав граждан с просроченным долгом перед кредитной организацией. Акт регулирует действия по возврату долга, права коллекторского агентства и должника.

ФЗ №230 определяет:

  • лиц, имеющих право требовать возврат долга;
  • частоту и порядок общения взыскателей с должниками, методики действий;
  • общение с родственниками заемщика.

Предпосылкой к принятию закона РФ №230 стало учащение угроз со стороны собирателей задолженностей. Заемщики жаловались на оскорбления, угрозы, побои, повреждение имущества и другие противоправные действия коллекторов. Чтобы пресечь произвол, правительство разработало и приняло закон №230. В юридическую силу положения вступили с января 2017 года.

Деятельность коллекторов

По закону РФ №230 деятельность коллекторских агентств ограничилась. Изменения касаются физических лиц, а не индивидуальных предпринимателей.

Изменения в действиях коллекторов по закону №230:

  • взыскатели долга звонят должнику, после оповещения его банком о задолженности;
  • письма, звонки и встречи проходят в установленные законом часы;
  • запрещается часто звонить должнику;
  • нельзя рассказывать соседям, знакомым о задолженности клиента.

Текст закона №230 скачать тут.

Права

Права коллекторов по новому закону ограничены. Они могут:

  • отправлять письма почтой;
  • посещать заемщика по месту проживания;
  • вести телефонные переговоры.

В посылаемых сообщениях указывается структура, сумма долга и срок просрочки. Самостоятельно завышать сумму коллекторы не имеют права. Перед общением с клиентом взыскатель долга представляется и показывает документы.

Запреты

Лица, взимающие долг, должны совершать действия законно. Им запрещается:

  • применять физическую силу;
  • угрожать должнику;
  • причинять вред здоровью;
  • преследовать человека;
  • вводить заемщика в заблуждение по размеру долга, термину просрочки;
  • вредить имуществу;
  • психологически давить на человека;
  • наносить вред, угрожать близким, родным должника;
  • применять меры уголовно-процессуального, административного действия;
  • применять опасные для здоровья способы влияния.

Нарушение закона №230 влечет штраф в 50000-500000 рублей, запрет коллекторской деятельности до трех месяцев.

Возникла проблема? Позвоните юристу:
+7 (499) 703-46-28 - Москва, Московская область
+7 (812) 309-76-23 - Санкт-Петербург, Ленинградская область
Звонок бесплатный!

Когда могут звонить коллекторы?

Должников по кредиту интересует, как часто могут звонить коллекторы по закону РФ №230. Звонить разрешается не более раза в день, двух раз в неделю, восьми раз в месяц. Звонки допускается осуществлять в будние дни с 8:00 до 22:00, в выходные – с 9:00 до 20:00. Устраивать личные встречи с должником можно максимально 1 раз в неделю.

Действия коллекторов не касаются:

  • беременных женщин;
  • матерей детей до 5 лет;
  • больных стационара;
  • мужчин и женщин от 70 лет.

Ограничения на действия введены с целью избежать проблем со здоровьем у должника, его семьи.

Требования к агентствам

Коллекторские агентства должны по закону №230 иметь:

  • официальный сайт;
  • сотрудников без уголовной ответственности;
  • регистрацию в госреестре ФССП;
  • минимальное число активов 10000000 рублей.

Сотрудников коллекторских агентств на соответствие закону РФ проверяют судебные приставы. Перечень зарегистрированных коллекторских организаций есть на сайте ФССП. Перед общением с коллектором проверяют наличие конторы в ФССП.

Права должников

Представители кредиторов могут писать и звонить заемщику в течение четырех месяцев с даты просрочки долга. Потом должник может отказаться от общения с представителями коллекторской конторы, написав и подав заявление в банк. В документе указывают данные юриста, уполномоченного общаться с коллекторами.

Если взыскатели долга, после одобрения заявления должника, продолжают осуществлять угрожающие действия, составляется жалоба, подается иск в суд. Для успешного решения дела используют доказательства нарушения закона.

Что делать, если угрожают?

Если угрожают коллекторы, человеку надо обратиться в:

  • кредитную организацию;
  • Центральный банк;
  • судебную инстанцию.

При общении с взыскателем долга по телефону, при личной встрече, стоит использовать диктофон. Аудиозапись отдается в полицию с заявлением об угрозе.

Если должнику отсылаются угрожающие смс-сообщения, их сохраняют в памяти телефона и используют как доказательство в суде. Можно игнорировать действия коллектора, не начинать судебную волокиту.

Эффективен ли новый закон?

ФЗ о действиях коллекторов эффективен на практике. Противоправных действий со стороны взыскателей долга стало меньше. Преимущества закона РФ №230:

  • наличие у должника права отказаться от общения с взыскателем займа;
  • право подать на взыскателя задолженностей в суд.

Недостаток – ограничение коллекторской деятельности, усложнение условий и процедуры предоставления кредитов, запрет на сочетание деятельности по предоставлению микрозайма с взысканием долга.

По ФЗ РФ №230 действия коллекторов ограничены. Взыскатели долга совершают действия в рамках закона и караются штрафом за нанесение вреда заемщику.

Задать вопрос юристу

По любым вопросам обращайтесь к нашим юристам через данную форму!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here