ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления»

Местное самоуправление определяют как совместную деятельность граждан по решению локальных проблем на основе интересов территории, на которой они проживают. Оно строится на определенных положениях, прописанных в ФЗ о принципах организации местного самоуправления. Для более полного представления об имеющихся основах местного самоуправления необходимо рассмотреть указанный закон, последние поправки, а также сами принципы, подразделенные на категории.

Суть закона

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ был принят 16 сентября 2003 года (далее – 131-ФЗ).

131-ФЗ состоит из двенадцати глав, включающих:

  • общую информацию — разъяснение основных понятий;
  • принципы МСУ;
  • полномочия органов и их ответственность;
  • основные организационные аспекты участия местных жителей в вопросах населенного пункта и т. д.

Скачать текст ФЗ-131 об организации локального самоуправления можно по ссылке.

Последние изменения

В 2017 и 2018 в 131-ФЗ был внесен ряд изменений. Рассмотрим самые важные поправки в закон об организации самоуправления от 18 апреля 2018 года.

131-ФЗ с последними изменениями:

  • в 131-ФЗ уточняется алгоритм организации местных органов, а именно, депутатов и представительных органов поселений и городских округов при соответствующей численности населенного пункта (менее 3 тыс. человек) и количестве находящихся в нем депутатов (менее 15). Согласно части 3.2. статьи 23 131-ФЗ, выборы проходят по одно- и/или многомандатным избирательным округам;
  • статья 25 131-ФЗ дополнилась частью 3.1, в которой предусмотрена обязанность закрепления в Уставе муниципального образования порядка проведения, организации схода граждан;
  • уточняется, в каких случаях в сельском поселении возможно проведение схода граждан — организационные вопросы по выбору кандидатов в старосты или досрочному прекращению полномочий, согласно внесению в 131-ФЗ пункта 7 в статью 25.1, а также выдвижение кандидатуры в конкурсную комиссию — дополнение к статье 25 пунктом 1.1;
  • статья 27.1 дополнила 131-ФЗ, закрепив основы деятельности старост. В частности, указывается, какое лицо может замещать данную должность, в течение какого срока (от 2-х до 5 лет), разъясняются полномочия и права старосты и указываются гарантии его деятельности, другие аспекты его статуса;
  • установлено, что публичные слушания и обсуждения некоторых вопросов на сходе граждан могут не осуществляться, если представительным органом является сход граждан — статья 28 пункта 6 131-ФЗ;
  • статья 47 часть вторая 131-ФЗ о принципах организации самоуправления дополнена определением понятия официального опубликования, указывается на право использовать сетевое издание.

Внесенные корректировки вступили в силу с 1 мая 2018.

Возникла проблема? Позвоните юристу:
+7 (499) 703-46-28 - Москва, Московская область
+7 (812) 309-76-23 - Санкт-Петербург, Ленинградская область
Звонок бесплатный!

Общие принципы организации местного самоуправления

Основы местного самоуправления закреплены как в 131-ФЗ, так и в основном законе РФ. В их перечень входят:

  • ответственность перед населением местных органов власти, их подконтрольность и поднадзорность;
  • принцип законности;
  • преимущество международных договоров и основы осуществления власти;
  • неукоснительное соблюдение прав и свобод людей;
  • гласность;
  • разграничение полномочий;
  • защита в суде.

Организация локального самоуправления базируется в основном на территориальных и экономических основах.

Территориальные принципы

131-ФЗ содержит территориальные принципы организации местной власти, которые можно разделить на три группы:

  • принципы образования/преобразования населенного пункта:
    • присутствие местного самоуправления во всех типах территорий России;
    • организация МСУ строится на поселенческих и территориальных принципах;
    • местное самоуправление организуется на 2-х уровнях;
    • каждый населенный пункт имеет свой статус;
    • местные жители участвуют в урегулировании локальных вопросов;
    • при организации сельского поселения учитывается численность людей, населяющих территорию;
  • принципы определения границ:
    • вопросы разграничения территории субъекта между поселениями;
    • принцип пешеходной доступности при определении границ сельского поселения и муниципального района;
    • территориальная целостность;
    • учет исторических особенностей и традиций в ходе принятия решений о развитии территории;
  • территориальный состав — создание нужных условий развития муниципального образования для решения важных вопросов с учетом особенностей истории и традиций.

Организация самоуправления базируется также и на экономических основах.

Экономические

Предусмотрено разделение этого вида принципов организации местного самоуправления на две группы:

  • специальные;
  • общие правовые.

Общеправовые принципы 131-ФЗ включают:

  • единое экономическое пространство, поддержка конкуренции, свобода деятельности в сфере экономики и т. д.;
  • защита и признание муниципальной и иной собственности.

Спецпринципы организации местного самоуправления, согласно 131-ФЗ, устанавливают:

  • самостоятельность деятельности — в пределах, указанных в законе полномочий;
  • управление муниципальным имуществом;
  • утверждение местным самоуправлением постановлений по поводу формирования, утверждения и распоряжения бюджетом, установка налогов и сборов;
  • гарантия обеспечения необходимыми денежными и иными ресурсами при передаче некоторых полномочий государства, возмещение издержек по части решений государственных органов.

Таким образом, 131-ФЗ содержит общие, экономические, территориальные принципы, на основе которых действует местная власть, основные аспекты организации участия жителей в ряде вопросов населенного пункта.

Задать вопрос юристу

По любым вопросам обращайтесь к нашим юристам через данную форму!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here