44-ФЗ «О госзакупках» в последней редакции

С 2013 года все государственные нужды реализовываются только в соответствии с профильным 44-ФЗ. Учитывая специфику отрасли и действие смежных законов, закон о госзакупках ежегодно пересматривается. Обязательства соблюдать его положения распространяются на все муниципальные, бюджетные, государственные организации, покрывающие свои нужды за счет дотационных средств.

Суть закона

Последняя редакция произведена 22 марта 2013 года. Официальное вступление профильного ФЗ-44 в силу — 5 апреля 2013 года. Суть его разработки и принятия заключается в контроле над расходом целевых бюджетных средств. Государственные закупки осуществляются всеми организациями за счет поступлений от государства, поэтому необходим инструмент для контроля над затратами.

Второе назначение — антимонопольная сфера. В закупках могут участвовать все желающие, кто имеет на это соответствующие возможности и ресурсы, поэтому доступ к участию в конкурсе (за небольшими исключениями) должен быть открытым. Гласность обеспечивается путем размещения соответствующей информации в ЕИСТ. ФЗ содержит диспозитивные нормы относительно всех категорий закупок. Следовательно, каждый конкурс или тендер проводится только с соблюдением правил и норм, описанных в профильном законе.

Основные положения ФЗ содержат ряд принципов, на основе которых должны совершаться закупки. Помимо открытости и общего доступа должны использоваться принципы здоровой конкуренции и прозрачности, профессионализма сторон, стимулирования инноваций, поддержки новых технологий и малого предпринимательства. Также основные положения указывают на право контролирующих органов проводить аудиторские проверки при необходимости (ст. 1).

ФЗ-44 включает в себя 8 глав, каждая из которых детально описывает принципы совершения госзакупок, их планирование и осуществление, особенности процедуры и т. д.

Скачать текст ФЗ-44 «О госзакупках» можно по ссылке.

Последние изменения

Последняя редакция ФЗ-44 датирована 23.04.2018 года. В ст.16, посвященной планированию предстоящих закупок, реорганизовали правила со сроками. Ранее план закупок отправлялся на электронную площадку за 2 месяца до фактического проведения конкурса. В новой редакции отправить план можно в любое время по усмотрению заказчика.

В ст.37 увеличены лимиты, обеспечивающие борьбу с ценовым демпингом. Если начальная ставка составляет более 15 000 000 рублей, то ее занижение в несколько шагов возможно не более, чем на 25%. Периодичность шагов и величина каждого шага определяется самим заказчиком. Изменения, внесенные в ФЗ, коснулись лимитов, превышение которых предполагает обязательное создание контрактной службы. С 75 000 000 рублей общий оборот организации повышен до 100 000 000. В силу ст.38 предприятия, чей оборот превышает указанный лимит, создают в своем штате специализированный контрактный отдел.

Возникла проблема? Позвоните юристу:
+7 (499) 703-46-28 - Москва, Московская область
+7 (812) 309-76-23 - Санкт-Петербург, Ленинградская область
Звонок бесплатный!

В соответствии с диспозицией ст.68, проводимые электронные аукционы состоят из двух уровней, после окончания которых участник делает финальное (окончательное) предложение. Определение победителя после первого этапа, как это было ранее, теперь не допускается. Положение о закупках по 44 ФЗ делает упор именно на здоровую, прозрачную конкуренцию с минимизацией коррупционных схем.

Закупка у единственного поставщика

Регулирование такой формы закупки описывается в ст.93 ФЗ-44. Не допускается сотрудничество с единственным поставщиком, если форма сотрудничества или нужды для закупки не описаны в статье. У единственного поставщика/производителя закупка производится в следующих целях:

  • мобилизационные мероприятия РФ;
  • соответствующий указ Президента;
  • ликвидация ЧС;
  • при сумме закупки менее 100 000 рублей;
  • если поставщик занимается сохранением культурного наследия;
  • при отсутствии российских аналогов и производстве одним зарубежным производителем;
  • поставка вооружения, не имеющего отечественных аналогов;
  • услуги по снабжению энергетическими ресурсами;
  • поставка культурных ценностей;
  • обеспечение авторского контроля.

Закупка у единственного поставщика по 44 ФЗ возможна в прочих случаях, указанных в ст.93. Если такая форма сотрудничества имеет место, но в содержании статьи нет соответствующей нормы, то закупка признается незаконной и не приводит к никаким последствиям.

Закупки бюджетными учреждениями

Бюджетные учреждения осуществляют необходимые закупки за счет поступления грантов и субсидий со стороны государства. Осуществление закупок такими учреждениями проводится в соответствии с диспозицией ст.15 ФЗ. Перед проведением торга учреждение подает в закупочную комиссию данные, указывающие на необходимость проведения торга и на потребность в тех или иных товарах и значимых услугах. Закупочная комиссия рассматривает обоснованность в выделении субсидий в течение 10 дней с момента поступления документации.

После поступления средств в счет бюджетной организации, последующая форма проведения тендера зависит от наименования товара или услуги. Допускаются варианты с проведением электронного торга, первичного запроса котировок. При этом должны соблюдаться положения ст. 58 и 86, в соответствии с содержанием которых закупки в соответствии с 44 ФЗ могут производиться в виде организационного закрытого аукциона или с ограниченным количеством участников. В остальном бюджетные организации исполняют профильный ФЗ на общих основаниях.

Задать вопрос юристу

По любым вопросам обращайтесь к нашим юристам через данную форму!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here